14 травня 2013

Даешь Европу, Мейерхольд!


Двери Театральной гостиной открылись 13 мая для учеников Школы гуманитарного труда. Библиотекари отдела искусств Херсонской областной библиотеки для детей Ольга Крыжановская и Ирина Ковач подготовили тематический вечер «Театр. Херсон. Мейерхольд». В преддверии театрального Международного фестиваля в Херсоне «Мельпомена Таврии» в библиотеке говорили о жизни и творчестве Всеволода Мейерхольда – режиссера и реформатора театра, который в 1902 встряхнул своими постановками Херсон.


Готовый актер

Карл Мейргольд родился в обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода Эмилия Мейргольда. Детей к театру приобщила его жена Альвина Даниловна. В 21 год будущий режиссер удивил свою семью: принял православие и стал Всеволодом в честь своего любимого писателя Гаршина, отказался от прусского подданства и получил русский паспорт.
В 1896 г. его принимают на 2-курс в класс драматического искусства в Московское филармоническое училище. В.Немирович-Данченко, тогда уже известный драматург и педагог, так отзывался о своем выпускнике: «Лучшим качеством его сценической личности является широкое, разнообразное амплуа. Он переиграл в школе более 15 больших ролей – от сильного характерного старика до водевильного простака… Много работает, хорошо держит тон, хорошо гримируется, проявляет темперамент и опытен, как готовый актер».
Немирович-Данченко рекомендует Мейерхольда в состав труппы Художественного театра. В 1898 Мейерхольд во время репетиции «Чайки» знакомится с А.Чеховым и считает его духовно самым близким человеком.

«Херсон – не Россия и не Европа!»

В 1902 году Всеволод Мейерхольд принимает предложение четы Кошеверовых, которые числились в МХТе, но хотели «снять» городской театр в Херсоне и искали компаньона. Всеволод уходит из МХТа. Чехов пытался его отговорить, писал Киппер: «…в Херсонском театре ему будет нелегко. Там нет публики для пьес, там нужен еще и балаган. Ведь Херсон – не Россия и не Европа!» Мейерхольду удалось встряхнуть город и при запланированных 27 тысячах рублей бюджета, собрал 30 тысяч, показав лучшие постановки из репертуара МХТа. Извозчиков нанимали жители отдаленных пригородов – Сухарного, Военного, Забалки (ныне районы Херсона – прим.ред.). Корреспонденты писали об успехе напористого режиссера у херсонской публики.
Но вкусы зрителей провинциального городка быстро сменились. Когда театральный реформатор попробовал ставить спектакли символистов, публика разочаровалась в кумире, не оценив такие эксперименты: «Свист, крики и шиканье – вот наш отпор безнравственности и символистским опытам» (Из письма И.Опушникова).



Мейерхольд покидает Херсон с труппой «Товарищество русской драмы», отправляясь на гастроли – Николаев, Севастополь, Тифлис – и возвращается в столицу…
В каких странах русскому режиссеру довелось удивлять публику своими постановками, кто предсказал гибель Мейерхольду, чем закончилось неприятие советского формализма в театре для выдающегося реформатора – можно узнать из книг, посвященных жизни режиссера. Их можно получить в отделе искусств. Тел. 41-43-18
Подготовила Оксана Гунько





Немає коментарів:

Дописати коментар

Додайте ваше ім'я та вік