Двери Театральной
гостиной открылись
13 мая для учеников Школы гуманитарного труда. Библиотекари отдела искусств
Херсонской областной библиотеки для детей Ольга Крыжановская и Ирина Ковач
подготовили тематический вечер «Театр. Херсон. Мейерхольд». В преддверии
театрального Международного фестиваля в Херсоне «Мельпомена Таврии» в библиотеке
говорили о жизни и творчестве Всеволода Мейерхольда – режиссера и реформатора
театра, который в 1902 встряхнул своими постановками Херсон.
Готовый актер
Карл Мейргольд родился в обрусевшей немецкой семье владельца
винно-водочного завода Эмилия Мейргольда. Детей к театру приобщила его жена
Альвина Даниловна. В 21 год будущий режиссер удивил свою семью: принял
православие и стал Всеволодом в честь своего любимого писателя Гаршина,
отказался от прусского подданства и получил русский паспорт.
В 1896 г. его принимают на 2-курс в класс драматического искусства в
Московское филармоническое училище. В.Немирович-Данченко, тогда уже известный
драматург и педагог, так отзывался о своем выпускнике: «Лучшим качеством его
сценической личности является широкое, разнообразное амплуа. Он переиграл в
школе более 15 больших ролей – от сильного характерного старика до водевильного
простака… Много работает, хорошо держит тон, хорошо гримируется, проявляет
темперамент и опытен, как готовый актер».
Немирович-Данченко рекомендует Мейерхольда в состав труппы Художественного
театра. В 1898 Мейерхольд во время репетиции «Чайки» знакомится с А.Чеховым и
считает его духовно самым близким человеком.
«Херсон – не Россия и не Европа!»
В 1902 году Всеволод Мейерхольд принимает предложение четы Кошеверовых,
которые числились в МХТе, но хотели «снять» городской театр в Херсоне и искали
компаньона. Всеволод уходит из МХТа. Чехов пытался его отговорить, писал
Киппер: «…в Херсонском театре ему будет нелегко. Там нет публики для пьес, там
нужен еще и балаган. Ведь Херсон – не Россия и не Европа!» Мейерхольду удалось
встряхнуть город и при запланированных 27 тысячах рублей бюджета, собрал 30
тысяч, показав лучшие постановки из репертуара МХТа. Извозчиков нанимали жители отдаленных пригородов
– Сухарного, Военного, Забалки (ныне районы
Херсона – прим.ред.). Корреспонденты писали об успехе напористого режиссера
у херсонской публики.
Но вкусы зрителей провинциального городка быстро сменились. Когда
театральный реформатор попробовал ставить спектакли символистов, публика
разочаровалась в кумире, не оценив такие эксперименты: «Свист, крики и шиканье –
вот наш отпор безнравственности и символистским опытам» (Из письма И.Опушникова).
Мейерхольд покидает Херсон с труппой «Товарищество русской драмы», отправляясь
на гастроли – Николаев, Севастополь, Тифлис – и возвращается в столицу…
В каких странах русскому
режиссеру довелось удивлять публику своими постановками, кто предсказал гибель
Мейерхольду, чем закончилось неприятие советского формализма в театре для
выдающегося реформатора – можно узнать из книг, посвященных жизни режиссера. Их
можно получить в отделе искусств. Тел. 41-43-18
Подготовила Оксана Гунько
Немає коментарів:
Дописати коментар
Додайте ваше ім'я та вік